ТОО «Арилан» (торговая марка «Arilan Energy») – одна из самых активных компаний, которые занимаются развитием инфраструктуры зарядных устройств для электромобилей в Казахстане. В частности, компания устанавливает публичные зарядные станции постоянного тока. С середины 2023 года фирма предприняла серьезные шаги по расширению сети зарядок в Алматы.
Сама компания была создана в 2012 году, и сегодня ее уставный капитал достиг 630 млн тенге. В 2024 году «Арилан» запускает проект развития сети зарядных станций по Казахстану. Для этих нужд компания уже выделила 400 млн тенге, а в перспективе планирует инвестировать еще 2 млрд тенге.
Алексей Сосновский, исполнительный директор по развитию бизнеса ТОО «Арилан», рассказывает о перспективах этой деятельности в Казахстане.
Алексей, электрические автомобили стали инновацией, которая, как обещают, перевернет мир…
— Это точно. Замечу, что человечество начало развитие автомобильного транспорта именно с электромобилей. В первой половине XIX века публике была продемонстрирована тележка, приводимая в движение электромотором. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) появился позднее. Любопытно, что одним из основателей компании, которая планировала серийное производство электромобилей в начале XX века, был Генри Форд. Но в итоге отрасль повернула в другую сторону. Но факт остается фактом — через сто лет мы глобально возвращаемся к электромобилизму. Ежегодное улучшение показателей электромобилей заставило крупнейшие автоконцерны мира пересмотреть свои взгляды на будущее – многие производители заявили о полном отказе от ДВС в своих линейках в ближайшую декаду.
В начале декабря 2023 года в Дубае – одном из главных «нефтяных ульев» мира – прошла Конференция ООН по изменению климата COP28. В итоговом документе этого мероприятия впервые был официально подтвержден план о постепенном снижении использования и полном отказе в перспективе от ископаемого топлива. Документ подписали все участники конференции, включая делегатов из крупнейших нефтяных стран мира, которые в значительной степени зависят от нефтяного экспорта.
Казахстан обладает нефтяными месторождениями, у нас дешевый (по мировым меркам) бензин и огромные территории, которые сложно покрывать сетью электрозаправок. Насколько электромобильная революция актуальна в наших реалиях?
— Казахстанцы сейчас очень активно пересаживаются на электромобили: рост количества машин на электротяге в 2023 году составил более 600%! Стоимость электромобилей уже близка к цене «одноклассников» из мира ДВС. «Электрички» не требуют многих статей расходов, которые присущи машинам с ДВС, а расходы на зарядку батарей примерно вдвое меньше, чем на заправку традиционного автомобиля. Мы, например, приняли решение в 2024 году установить стоимость зарядки на наших станциях в размере 75 тенге в пересчете на киловатт-час.
Развитие электромобилизма в нашей стране создаст мощнейший мультипликативный экономический эффект. Например, станции вдоль дорог республиканского значения потребуют подвода мощностей, которые могут быть обеспечены установками из возобновляемых источников энергии. Эти мощности могут быть использованы также для питания вышек сотовой связи, установка которых вдоль трасс также является приоритетом правительства.
Увеличение количества электромобилей потребует инвестиций бизнеса и государства в модернизацию электрохозяйства в стране в целом. А это крайне необходимо — в 90% случаев при установке зарядных станций мы инвестируем в модернизацию кабелей и подстанций. Недавно, например, мы видели трансформатор, который был установлен 40 лет назад. Представляете, насколько старая у нас инфраструктура! Поэтому при переходе на электромобили инвестиций частного бизнеса недостаточно – важно активное, но не финансовое участие государства. И переход на «электрички» позволит не только развить экономику, но и улучшит экологию городов.
В Алматы зарегистрировано наибольшее количество электромобилей. Это просто потому, что это самый крупный город страны? Или потому что он расположен на юге, а жители северных регионов боятся переходить на электротранспорт?
— Скорее всего, сработал эффект масштаба. Да, сегодня преобладает мнение, что электромобиль в условиях севера – не самое лучшее решение. Хотя в действительности это не так: да, на холоде падает пробег, но не настолько критично, чтобы отказываться от электромобиля для ежедневного использования. У нас огромное количество запросов по установке зарядных станций от жителей Астаны и севера страны, поэтому мы видим, что спрос растет повсеместно.
Что касается Алматы, то электромобиль — это одно из ключевых решений экологических проблем города. Если на начало 2023 года в Алматы было зарегистрировано 530 тыс. машин, то на 1 декабря — уже 597 тыс. автомобилей. За год в атмосферу города было выброшено 127 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе 55 тыс. тонн — от автомобильного транспорта.
36% выбросов в мегаполисе приходится на энергетические объекты, и эта проблема решится с переходом ТЭЦ-2 Алматы на газ до конца 2026 года. Но автомобили останутся виновниками более 50% выбросов в Алматы. Без сильного роста доли электротранспорта город задохнется. Именно поэтому Алматы нуждается в резком увеличении «электричек». Подчеркну — не гибридов, которые все же являются полумерой.
Хотя определенная популярность гибридов понятна – зарядных станций на всех не хватает.
— Согласен. Узким горлышком развития электромобилизма в Казахстане, да и по всему миру, является неразвитость зарядной инфраструктуры. Но давайте разбираться. Владельцам частных домов и офисов с парковками беспокоиться не о чем. Для них доступна опция медленной зарядки электромобиля, когда за восемь-десять часов автомобиль заряжается для поездок на расстояние 250-300 километров. Жильцам многоквартирных домов эта опция недоступна, но и у них проблем с зарядкой не будет — в Казахстане за короткое время появилось несколько операторов быстрых зарядных станций, которые позволяют зарядить автомобиль за 45 минут. Это еще не пара минут, как в случае с заправкой машины с ДВС, но зарядная индустрия развивается гигантскими шагами. Мы, например, устанавливаем в Казахстане наиболее современные и безопасные зарядные станции, сертифицированные в нашей стране, их мощность постоянно растет.
А вообще вы затронули очень серьезную тему. Власти и жители городов столкнулись сегодня со своего рода новым вызовом — «зарядным неравенством», с которым сегодня борется, по сути, только частный капитал.
Что изменится с принятием закона о развитии электротранспорта в Казахстане?
— Прежде всего на вид бизнеса переместится из серой зоны в полностью урегулированный законом сегмент предпринимательства. В законе появится само понятие зарядной станции. Будет регламентировано размещение станций в жилой и общественно-деловой зонах, на дорогах и даже на особо охраняемых природных территориях. Акиматы будут наделены правом определения мест размещения зарядных станций. В общем, появятся правила игры. Главное, чтобы не появился новый игрок в лице государства или квазигосударственной структуры, что приведет к неизбежному дисбалансу на рынке.
Государство должно предоставить равные условия для входа всем участникам рынка и контролировать соблюдение правил игры с тем, чтобы владельцы электромобилей могли получать качественный и доступный сервис.
Поэтому сегодня взгляды участников рынка устремлены на акимат города Алматы как самой «электромобилизованной» агломерации в стране. От того, как будет организован процесс выбора локаций для установки станций, их распределения между участниками и взаимодействие с владельцами мощностей, будет зависеть будущее электромобилизма в РК.
Сегодня необходим открытый диалог между акиматом города, компанией «Алматы паркинг» как оператора парковочных мест, с одной стороны, и рынком — с другой. Нужно установление равных условий доступа к локациям и создания конкуренции на этом рынке. Ведь только благодаря этому электроавтомобилисты получат достойный уровень сервиса по адекватной цене.
А насколько велика конкуренция на этом рынке сегодня?
— С одной стороны, уровень конкуренции довольно высок. Он стимулируется повышенным спросом на наши услуги, сравнительно небольшим ценником входа на рынок и его перспективами. Это уже дает потребителям возможность выбора: цены на зарядку варьируются от 50 до 200 тенге за киловатт-час. Мы в «Арилане» в 2023 году вообще заряжали наших клиентов бесплатно – подарили более 200 мегаватт-часов. Планируем повторить эту акцию в 2024 году с увеличением лимита бесплатных зарядок до 1000 мегаватт-часов. В общем, складывается высококонкурентная среда, которая выгодна потребителям.
С другой стороны, участники рынка понимают, что сегодня их задача не откусить от пирога, а испечь этот пирог. Чтобы он получился правильным, привлекательным и доступным – ведь казахстанскому рынку быстрых зарядных станций не исполнилось даже года.