О перспективах распространения электромобилей в Казахстане и о бизнесе операторов зарядных станций поговорили с экспертом в этой сфере Алексеем Сосновским
— Как мы знаем, сегодня многие страны слезают с нефтяной «иглы» и обращают свои ресурсы на поиск и развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Электрическим автомобилям прочат большое будущее. И с их появлением мир, конечно, изменился. В то время, как Казахстан считается нефтяной державой, можно ли говорить, что революция электромобиля актуальна в наших реалиях?
— Прежде всего замечу, что человечество начало развитие автомобильного транспорта именно с электромобилей. В первой половине 19 века публике была продемонстрирована тележка, приводимая в движение электромотором. Двигатель внутреннего сгорания появился позднее. Любопытно, что одним из основателей компании, которая планировала серийное производство электромобилей в начале двадцатого века, был Генри Форд. Непонятно, когда мы повернули не туда… Но факт остается фактом – через сто лет мы глобально возвращаемся к электромобилизму. И Казахстан, нефтяные доходы которого составляют значительную часть бюджета страны, находится в авангарде этого тренда. Хотя наша страна занимает 11 место в мире по дешевизне бензина, число электромобилей в 2023 году у нас выросло на 600%! При этом стоят они дешевле одноклассников из мира ДВС и не требуют таких расходов на содержание. А расходы на зарядку батарей примерно вдвое меньше, чем заправка традиционного автомобиля при таком же пробеге. Ежегодное улучшение показателей электромобилей заставило крупнейшие автоконцерны мира пересмотреть свои взгляды на будущее: в ближайшее десятилетие заявлен полный отказ от ДВС в линейке производимых автомобилей. Для Казахстана стимулирование развития автомобилизма со стороны государства логично, и с точки зрения экономики, и с точки зрения экологии. — Для автовладельцев отказ от ДВС, может быть, и выгоден. Но государство с такой поддержкой электромобилизма не будет выглядеть «пчелой против меда»? — В начале декабря прошлого года в Дубае – едва ли не главном нефтяном улье мира – прошла Конференция ООН по изменению климата COP – 28. Так вот, в итоговом документе этого мероприятия впервые был официально подтвержден план о постепенном снижении использования и полном отказе (в перспективе) от ископаемого топлива. Документ был подписан всеми участниками Конференции, включая делегатов из крупнейших нефтяных держав мира, которые в гораздо более значительной степени зависят от нефтяного экспорта, чем Казахстан.
Например, станции вдоль дорог республиканского значения потребуют подвода мощности, которая может быть обеспечена установкой ВИЭ. Эти мощности могут быть использованы для питания вышек сотовой связи, установка которых вдоль трасс также в интересах государства. Рост числа электромобилей потребует также инвестиций в модернизацию электрохозяйства в стране в целом. А это неизбежно: недавно мы видели трансформатор, установленный 40 лет назад. При установке станций в 90 % случаев мы заменяем все кабели и вкладываемся в ремонт подстанций. — Экология – тоже немаловажный аспект в этом переходе. Как вы считаете, случайно ли то, что именно в Алматы зарегистрировано наибольшее количество электромобилей? Может быть, жители города стали более осознанными, не желающими загрязнять окружающую среду? — Нам хочется в это верить, но, вероятнее всего, здесь сработал эффект масштаба, Алматы – все-таки крупнейший мегаполис. Сегодня преобладает мнение, что электромобиль – южный транспорт, а в условиях севера – это не лучшее решение. Хотя в действительности это не так. Да, у него падает пробег, но не настолько критично, чтобы отказываться от электромобиля для ежедневого использования. У нас огромное количество запросов по установке зарядных станций от жителей Астаны и севера страны, поэтому мы видим, что спрос растет повсеместно. Для Алматы развитие электромобилизма – это условие выживания. Если на начало прошлого года в городе было зарегистрировано 530 тыс. машин, то на 1 декабря – уже 597 тыс. автомобилей. За год было выброшено 127 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе 55 тыс. тонн – от автомобильного транспорта. 36 % выбросов приходится на энергетические объекты, и эта проблема может разрешиться с переходом ТЭЦ-2 Алматы на газ до конца 2026 года. Но автомобили останутся виновниками более 50 % выбросов в Алматы. Если не увеличить долю электротранспорта, то мы задохнемся (в буквальном смысле). Именно поэтому город нуждается в резком увеличении «электричек», при чем чистых, не гибридов, которые, все же, являются полумерой. — Популярность гибридов понятна – зарядных станций на всех не хватает…. — Согласен. «Узким горлышком» развития электромобилей в Казахстане, да и по всему миру, является неразвитость зарядной инфраструктуры. Но давайте разбираться. Владельцам частных домов и офисов с парковками беспокоиться не о чем. Они могут поставить автомобиль на зарядку на 8-10 часов и забыть. За это время автомобиль заряжается для поездок на 250-300 км. Жильцам многоквартирных домов такая опция недоступна. Но и тут проблем с зарядкой не будет. В Казахстане за рекордно короткое время появилось несколько операторов быстрых зарядных станций, которые позволяют зарядить автомобиль за 45 минут. Это еще не 10 минут, как в случае с ДВС, но индустрия развивается гигантскими шагами. Вообще мы затронули очень серьезную тему. Власти и жители городов столкнулись сегодня с новым вызовом – «зарядным неравенством», с которым сегодня борется, по сути, только частный капитал. — С принятием закона о популяризации электромобилей в Казахстане что-то изменится? — Безусловно, из «серой» зоны наш вид бизнеса переместится в полностью урегулированный законом сегмент предпринимательства. Появится само понятие «зарядной станции», будет регламентировано размещение станций в жилой и общественно-деловой зонах, на дорогах и даже на особо охраняемых природных территориях. Акиматы будут наделены правом определения размещения зарядных станций. Появятся правила игры. Главное, чтобы не появился новый игрок в лице государства или квазигосструктуры, потому что это неизбежно приведет к дисбалансу на рынке. Государство должно предоставить равные условия всем участникам рынка для входа и контролировать соблюдение правил игры с тем, чтобы автовладельцы могли получать качественный и доступный сервис. Поэтому сегодня взгляды участников рынка устремлены на акимат города Алматы как самой «электромобилизованной» агломерации в стране. От того как будет организован процесс выбора локаций для установки станций, а также их распределение между участниками и взаимодействие с владельцами мощностей будет зависеть будущее электромобилизма в Казахстане.
— А насколько велика конкуренция на этом рынке сегодня? — С одной стороны, уровень конкуренции довольно высок. Он стимулируется повышенным спросом на наши услуги, сравнительно небольшим ценником входа на рынок и его перспективами. Это уже дает потребителям возможность выбора – цены на зарядку варьируются от 50 до 200 тенге за киловатт-час. То есть сложилась высококонкурентная среда, которая выгодна потребителям. С другой стороны, участники рынка понимают, что сегодня их задача не в том, чтобы откусить от пирога, а испечь этот пирог. Чтобы он получился правильным, привлекательным и доступным – ведь рынку быстрых зарядных станций еще не исполнилось даже года.